Сайт новоильинского района
Новокузнецк - Кемеровская область - Российская федерация
Сайт новоильинского района
Новокузнецк - Кемеровская область - Российская федерация
Сайт новоильинского района
Новокузнецк - Кемеровская область -
Российская федерация
Мы в социальных сетях

В завершение Года Новоильинского района в Народном музее семьи Рерихов библиотеки им. Д.С. Лихачева в рамках лектория «Культура и мы» 19 декабря состоялось занятие, посвященное огненному покровителю Земли Кузнецкой – Илье пророку. Руководитель музея, Е.С. Кулакова, представила вниманию собравшихся «Кузнецкую летопись» Ивана Семеновича Конюхова, в которой приводятся записанные им в XIX веке «изустные предания», рассказывающие о покровителе града Кузнецкого – пророке Илье.

 Его явления, по свидетельству Конюхова, прежде всего были связаны со старинным селом Красный Яр (середина XVII века), расположенным в двух десятках километров от старого Кузнецка и позже переименованным в Ильинское. “Пленные калмыки или киргизы, – пишет И.С. Конюхов, — якобы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели в селе Ильинском большое войско, предводительствуемое седым стариком, ездящим на белом коне, а также во время набегов калмыков на село Ильинское видели такого же старика на белом коне и от него столб огненный до неба, и он поражал татар; сие русские относят к Илье-пророку, икона коего и поныне находится в селе Ильинском и почитают оную икону чудотворной и явленною, но когда и где явилась, о том достоверного сведения не имеется, но, по некоторым преданиям, якобы явилась недалеко от села Ильинского”. 

 Почитание пророка Ильи в Кузнецких землях выразилось в возведении часовен, храмов, в организации крестных ходов. Во второй половине XVII века в двух старинных деревнях близ Кузнецка — Ашмарино и Красный Яр — возводятся деревянные часовни в его честь. В конце XVII столетия вместо обветшавшей часовенки красноярцы строят деревянную церковь, через сто лет пострадавшую от пожара. На ее месте в 1818 году возвели каменную церковь. В 70-е годы XIX века в Барнаульской башне Кузнецкой крепости, выполнявшей в то время функции тюремного замка, была устроена надвратная церковь Ильи-пророка — ревнителя правды и справедливости. 

 С завершением каменного Преображенского собора в Кузнецке (1835 год) устанавливается традиция крестного хода с явленной иконой пророка Ильи из села Ильинского в город. “Икона Святого пророка Ильи, — пишет И.С. Конюхов в “Кузнецкой летописи”, — каждогодно приносится в город Кузнецк в девятую после Пасхи или в первую Петрова поста пятницу и обносится вокруг города. “…” Икона оставалась в городе до второго по пятнице воскресенья и стояла попеременно в Соборной и Одигитриевской церквах, а в воскресенье провожали тем же порядком, как и встречали”. Сей обычай, по представлению горожан, обеспечивал Кузнецку защиту от внешних врагов, неурожая и засухи. 

 В ХХ веке храмы Кузнецка сильно пострадали. Сначала от рук роговцев, а затем от полного запустения. И только в конце столетия их начали восстанавливать. 

 Удивительно, что и в наше время небесный покровитель напоминает о себе и даже являет свой облик. Так, в храме пророка Ильи села Ильинка хранится двусторонняя выносная икона из сгоревшей почти два столетия назад церкви, стоявшей на месте нынешней. Когда ее передали в восстановленный в 1990-х годах храм, она была совершенно черной, и невозможно было разобрать, что на ней изображено. Начиная с 2000 года старинная икона постепенно стала самообновляться, обретая прежние краски. И теперь на ней совершенно отчетливо видны одухотворенные и необычайно живые образы Ильи-пророка с одной стороны и Богоматери Казанской – с другой. Можно с уверенностью сказать, что неизвестный художник, создавший их, был талантлив. Его образы глубоки и целостны, побуждающие больше узнать о них. 

 Дополнением к данным сведениям стали видеозаписи выступления научного сотрудника Новокузнецкого художественного музея Л.А. Андичековой с рассказом о жизни пророка, богато иллюстрированным произведениями мирового искусства, и экскурсия по храму Пророка Ильи в селе Ильинка, которую провел Михаил Римар.

 Материал вызвал живой интерес слушателей.